Сертификация по ISO 9001

Сертификация на латыни означает «сделано верно». Для уверенности в том, что услуга или продукт сделаны в соответствии с нормами, эти нормы, а также требования должны быть известны. «Сделано верно» значит сделано качественно, но качество не может обеспечиваться лишь контролем готовой продукции. Оно формируется с первого этапа, когда только проводится исследование рынка, а заканчивается поставкой товара или услуги потребителю. А для того, чтобы товар мог обрести реализацию, необходим контроль за каждой стадией производства. Но даже соблюдение всех норм, наличие качественной красивой упаковки не обеспечивает успех предприятия. Если продажи будут организованны неправильно, продукт будет убыточным. Если попытаться ответить на вопрос, какая стадия изготовления продукта легче для внесения поправок, то окажется, что на любой стадии это сложно. И потому залог успеха заключается в непрерывном улучшении качества продукта. Только это способно поддерживать интерес покупателей.

Опыт национальных стандартов в сфере улучшения качества, накопленный годами, привел к публикации стандартов серии ИСО 9000 Международной организацией по стандартизации в 1987 году. С периодичностью в семь лет эти стандарты пересматриваются.
В серию 9000 вошли такие стандарты, которые строятся по принципам управления качеством, призванным к достижению постоянного успеха. Вот эти принципы:

  1. Ориентировка на потребителя. Руководство должно знать все о том, когда, где и кем будет покупаться продукция. Если эти данные будут отсутствовать, то все производство продукции будет слишком рискованным. Сотрудничество должно вестись с постоянными, а не случайными потребителями.
  2. Лидерство руководителя. Без участия лидера ни одно дело не будет доведено до конца. При этом функции лидера должны выполняться при каждой стадии процесса. В противном случае будет нарушена целостность атмосферы.
  3. Вовлеченность в дело сотрудников. Эффективность и результативность решения задач зависит от количества вовлеченных в дело людей. Если члены команды имеют доступ к управлению процесса, эффективность повышается сама собой, так как каждый ощущает свою долю ответственности за предприятие.
  4. Процессный подход. Для эффективного управления необходима единая система управления всеми процессами в организации.
  5. Системный подход к менеджменту. Между всеми структурными подразделениями должны быть установлены прочные производственные связи.
  6. Непрерывное улучшение. Введение системы принудительного контроля, а также оценки качества работы гарантирует улучшение работы. Однако важно чтобы проверки выполнялись не руководителями, а сторонними наблюдателями.
  7. Все принятые решения должны основываться на фактах.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Установка постоянных и стабильных связей неминуемо ведет к успеху, так как от этого зависит благополучие обеих сторон.

Проведение сертификации – есть проверка этих принципов, т.е. подтверждение соответствия определенному стандарту, с последующей выдачей сертификата.
Получение сертификата ISO 9001 требуется все большему числу организаций по следующим причинам:

  • конкурентные преимущества усиливаются;
  • часто этого требуют партнеры и заказчики;
  • компания получает страховые и кредитные льготы;
  • расходная часть значительно сокращается;
  • эффективность предприятия растет.

Проведение сертификации начинается с предоставления заказчиком заявки в орган по сертификации. После принятия органом заявки заключается договор на проведение работ и производится оплата. Далее составляется и согласовывается план работ, после которого проводятся проверки на соответствие требованиям стандарта. Сертификационный аудит является многоступенчатым процессом, по окончанию которого оформляется акт об аудите и выдается следующий пакет документов:

  1. Сертификат соответствия, сроком на 3 года.
  2. Разрешение на право применения знака соответствия.
  3. Дубликат сертификата соответствия на иностранном языке.